Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучению вопросов коррупции уделяется большое внимание во всем мире. Существование такого явления признается научным сообществом. В ходе многочисленных исследований подтверждено присутствие взяточничества абсолютно во всех экономических системах, независимо от государственного строя, уровня социально-экономического развития страны, сектора экономики, административной системы управления и любых других факторов. Теневая экономика является существенной частью рыночного хозяйства, вопросам изучения проблем ее образования и функционирования посвящено огромное количество экономических исследований в различных областях знаний с преобладанием эмпирического элемента, что свидетельствует о том, что требуются работы обобщающего характера.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективная государственная политика в области противодействия коррупции, с одной стороны, является важной составляющей его суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. В настоящее время коррупция – предмет значительного числа научных работ и публикаций. Она стала, частью учебных программ многих высших учебных заведений. Коррупция, самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления.
Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих население, лишается бесплатных обязательных услуг, услуг в области здравоохранения, социального обеспечения. Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния - это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.
Степень изученности феномена коррупции в России пока остается не высокой, хотя наблюдается тенденция роста и за прошедшие год-два многое изменилось. Увеличилось число семинаров и конференций по данной теме, появляются изменения в законодательстве.
Целью исследования является исследование коррупции как угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности и разработка приоритетных направлений противодействия коррупции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть основы экономической безопасности предпринимательской деятельности;
раскрыть сущность, принципы и функции антикоррупционной политики;
дать оценку экономической безопасности России;
провести анализ основных тенденций коррупционной преступности в России;
представить влияние коррупционной составляющей на экономическую безопасность России;
охарактеризовать антикоррупционную политику государства.
Объектом исследования выступает коррупционная составляющая, а также ее влияние на уровень национальной и экономической безопасности.
Предметом исследования является коррупционная составляющая развития экономики в РФ.
Теоретико-методологической основой исследования выступают результаты исследований отечественных авторов, материалы семинаров и конференций. Наиболее известные исследователи в данной области: Абалкин Л.И., Акулинин Ф.В., Борисова К.А., Боровской В.В., Вечканов Г.С., Глазьев С.Ю., Дудин М.Н., Золотарева Г.И., Калина А.В., Костин В.И. Могут быть применены не только отечественные, нот зарубежные источники.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, ранжирование, обобщение, а также анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие социальную и экономическую деятельность: Гражданский кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Административный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Новизна исследования заключается в разработке мер по совершенствованию правового и институционального механизмов предотвращения и противодействия коррупции в системе государственного управления РФ на основе зарубежного и отечественного опыта реализации антикоррупционной государственно-управленческой деятельности.
Практическое значение полученных результатов заключается в том, что в совокупности они составляют научно-методологическую основу для практического совершенствования органами государственной власти, институтами гражданского общества мер по повышению действенности механизмов предотвращения и противодействия коррупции в системе государственного управления РФ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, виды, модели, способы проявления коррупции
В цивилизованном государстве понятие того, что такое коррупция, относится к уголовно наказуемым деяниям. Однако такая форма ответственности до сих пор не искоренила это явление, имеющее самые разные причины возникновения, формы и разновидности.
Коррупция – что это. Считается, что этот термин мог произойти от двух латинских слов:
1. Corrumpere, которое переводится как «растлевать».
2. Corruptio, означает «подкуп, продажность, порчу, разложение или растление» .
Понятие коррупции является очень многогранным, отчего существует и несколько определений термина. Самые популярные:
1. В широком плане под коррупцией понимается злоупотребление должностным лицом, наделенным определенными полномочиями, своим положением против законных интересов общества с целью получения личной выгоды. Она может проявляться как в улучшении материального благосостояния, так и корпоративной монополии и прочем.
2. Еще к понятию того, что такое коррупция, относится получение взятки, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растраты и другие формы экономической незаконной деятельности должностных лиц.
Такими должностными лицами могут быть:
чиновники всех уровней власти;
политические деятели;
сотрудники правоохранительных и надзорных органов;
медики и сотрудники образовательной сферы и другие.
Разобравшись с тем, что такое коррупция, стоит выделить основные признаки этого явления:
1. Сложность и системность. Это многогранная проблема вертикально-горизонтального взаимодействия членов общества.
2. Наличие сговора при подкупе и продажности. То есть это двусторонний или даже многосторонний процесс, выражающийся в преднамеренной договоренности группы лиц в даче взятки и получении после этого определенных выгод и преференций.
3. Корыстный умысел лиц, вступающий в такое незаконное взаимодействие. Нередко он носит системный принудительный характер, когда мелкие госслужащие, получив взятку, «делятся» этим доходом с вышестоящим начальством.
4. Использование лицом своих официальных полномочий и возможностей госоргана вне интересов широких общественных масс.
Сложно выделить единую причину, по которой в разных государствах происходит коммерческий подкуп. Ученые указывают на целый комплекс таких проблем:
1. Личная жадность, низкий уровень этической ответственности и отсутствие чувства долга и служения обществу.
2. Подкупность должностного лица может возникнуть из-за низкой заработной платы и отсутствия возможности самореализации в ведомстве.
3. Взяточничество возникает и из-за отсутствия системы быстрых и строгих наказаний, общественного порицания и наделения такого лица «плохой» репутацией.
4. Следующая причина вытекает из предыдущей. В тех странах, где нет отдельного органа с широкими полномочиями по борьбе с коррупцией, и слабо развита система независимых судов, незаконная деятельности среди должностных лиц процветает.
5. Мошенничеством чиновники могут заниматься и потому, что в государстве не разработана единая система отчетности и прозрачный доступ к информации о деятельности госоргана .
Ученые выделяют три основные формы проявления коррупции по масштабу распространения:
1. Мелкая. Ее еще называют индивидуальной, бытовой, или несистемной. То есть это повседневные нарушения закона должностными лицами при встрече с общественностью в виде поиска обходных путей решения текущих вопросов под видом законности. Она часто встречается в школах, больницах, муниципалитетах и прочих организациях.
2. Крупная. Данный вид связанный с большими суммами денег и масштабными делами. Процветает в верхних эшелонах власти при принятии решений государственной важности. Такая деятельность может привести к подрыву общественных, политических и других институтов в масштабе страны.
3. Системная. Такие преступные схемы возникают в органе или институте во всем государстве из-за несовершенства их организации. Она может быть централизованной и децентрализованной. Например, понятие того, что такое системная коррупция можно рассматривать при монополизации рынка, дискреционных полномочиях чиновников, закрытости деятельности органов власти и прочем.
По направлению деятельности вся коррупция в мире может быть условно разделена на следующие виды:
1. Административную, возникающую в органах исполнительной власти разного уровня, медицине, образовании и других социальных сферах.
2. Политическую, при которой взятки даются политическим деятелям для захвата власти, распределения государственных ресурсов по собственному усмотрению и прочем.
3. Деловую, или коммерческую, при котором подкуп необходим для достижения определенных целей компании или другой коммерческой организации: выход на новые рынки, занятие более выгодных позиций, смена совета директоров и прочее.
Административная коррупция. Такая разновидность взяточничества еще именуется бытовой коррупцией. Название дано так от того, что такой вид незаконного взаимодействия происходит в результате бытового и повседневного взаимодействия должностных лиц с широкими массами населения. Сюда можно отнести:
1. Материальную продажность чиновников, выражающуюся в получении денег за оказание неких услуг или проведение определенных операций.
2. Подарки и иные вознаграждения юридическим лицам и членам их семей.
3. Кумовство, или так называемый непотизм, когда решение вопросов государственной значимости принимается в пользу знакомых и родственных лиц в обход других граждан на незаконной основе.
Политическая коррупция. Более масштабное злоупотребление полномочиями происходит в высших эшелонах власти. Сюда относится политическое руководство страны, партии и верховные суды в демократических правовых системах. Коррупционный политик или судья осуществляет такую незаконную деятельность в собственных интересах в ущерб таковым своих избирателей. То есть речь идет о крупных суммах денег, присвоении государственных богатств в виде компаний, ископаемых и прочем.
Деловая коррупция. В коммерческих организациях вся сущность коррупции проявляется во время взаимодействия власти и бизнеса в условиях рыночной экономики. Например, две компании имеют конфликт интересов на одном и том же рынке сбыта своей продукции. При этом они обращаются в суд и стремятся заручиться поддержкой судьи для вынесения решения органа в свою пользу. Также областью обогащения в понятия того, что такое деловая коррупция, могут стать:
налоговые льготы;
районирование;
добыча природных ресурсов;
предоставление монопольных прав в коммерческой деятельности;
продажа сырьевых товаров и прочее .
В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:
1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
2. Недополучении казной налогов.
3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
6. Увеличении социального неравенства.
7. Роста уровня безработицы.
8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
9. Росте организованной преступности.
Ежегодно международные организации рассчитывают индекс восприятия коррупции (ИВК) в каждом государстве, на основе которого составляется рейтинг стран по уровню коррупции. В число самых низко коррумпированных государств непременно входят:
1. Дания;
2. Новая Зеландия;
3. Сингапур;
4. Финляндия;
5. Швеция.
К самым коррумпированным государствам мира уже не один год можно отнести такие африканские, латиноамериканские и азиатские государства, как:
1. Сомали;
2. Южный Судан;
3. Йемен;
4. Сирию;
5. Венесуэлу и другие.
В глобализованном мире общество еще не нашло оптимальный метод борьбы с коррупцией, который бы раз и навсегда пресекал такую незаконную деятельность чиновников. Однако, постоянно идет разработка таких структур, признан даже Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.
В некоторых странах, таких как Сингапур, Португалия, Швеция и Гонконг были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В этих государствах уровень коррупции предельно низок благодаря использованию комплекса мероприятий:
1. Создание системы внутреннего контроля, при котором в самом госоргане работают внутренние механизмы и стимулы для честного функционирования.
2. Успешного функционирования органов внешнего контроля: независимых судов, свободной работы СМИ и прочего.
3. Демократическая система независимых выборов.
4. Меры общего характера, такие как информационная информированность граждан, открытость действий госорганов и прочее .
В каждом государстве противодействие коррупции строится на общепризнанных принципах:
1. Признании, обеспечении и защите основных прав и свобод граждан демократического государства.
2. Законности.
3. Публичности и открытости функционирования госорганов.
4. Неотвратимости административных, уголовных или дисциплинарных наказаний за взяточничество и иные аналогичные правонарушения.
5. Комплексности использования всех имеющихся мер противодействия.
6. Приоритетности применения мер по предупреждению подобных правонарушений.
7. Сотрудничества государства и институтов гражданского общества.
Во многих государствах при министерстве внутренних дел функционирует специализированный орган или комитет по борьбе с коррупцией в рамках ратификации Конвенции ООН против коррупции. В России, например, этим занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). К перечню полномочий такого органа можно отнести:
1. Борьбу с преступлениями в сфере экономики и коррупции.
2. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
3. Документирование преступлений коррупционной и экономической направленности и прочее.
Среди эффективных методов того, как бороться с коррупцией, можно выделить следующие:
1. Идеологическую пропаганду и информационную работу с населением, нацеленную на донесение информации о преступности коррупции и необходимости сообщения о выявленных фактах. Для этого должны быть организованы эффективные «горячие анонимные линии» при специализированных органах надзора.
2. Тщательная многоступенчатая проверка кандидата при назначении на государственную должность.
3. Повышение социальной защищенности госслужащих, и разработка мер социальной поддержки их семей.
4. Разработка антикоррупционного законодательства с четко разработанной и действующей системой административных, дисциплинарных и уголовных наказаний.
5. Формирование независимых СМИ.
6. Лишение чиновников и их семей принципа неприкосновенности и введение презумпции виновности при подозрении на коррупционную деятельность.
Одним из принципов того, как государству противодействовать коррупции, является приоритетность применения мер профилактики. К ним можно отнести:
1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Это идеологическая работа с широкими массами, направленная на то, что использование служебного положения в корыстных целях неприемлемо и непременно ведет к наказанию, отпечаток которого остается с человеком на всю жизнь.
2. Антикоррупционную экспертизу всех нормативно-правовых актов и их проектов, принимаемых в стране на разных уровнях.
3. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам на должность госслужащих.
4. Регулярную ротацию кадров в госорганах.
5. Развитие институтов общественного и парламентского контроля .
1.2 Основы экономической безопасности предпринимательской деятельности
Рассмотрим теоретические аспекты экономической безопасности предприятия и дать определения основным понятиям в этой сфере.
Безопасность можно рассматривать в двух сторон:
во-первых, понятие безопасности раскрывается через опасность, так как первое является по своей сути антонимом второго: безопасность противоположна опасности и имеет место только при ее отсутствии. Однако не существует полной безопасности в силу того, что не существует состояния объекта с полным отсутствием опасности;
во-вторых, понятие безопасность рассматривается как созданный человеком специальный механизм, формирующий состояние определенного объекта, позволяющее контролировать, упреждать, предотвращать угрозы данному объекту и контролировать, нивелировать и минимизировать риски, возникающие в связи с реализацией этих угроз.
Также понятие «безопасность» раскрыто в нормативных актах. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В новом действующем Федеральном законе от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определение понятие «безопасность» отсутствует.
В свою очередь к жизненно важным интересам относят совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 даётся определение экономической безопасности.
Экономическая безопасность – это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации .
Также в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации дается следующее определение: «обеспечение экономической безопасности» - реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.
Обеспечение экономической безопасности организации необходимо рассматривать как процесс прогнозирования и предотвращения всесторонних ущербов от негативных воздействий на их экономическую безопасность по различным аспектам финансово-хозяйственной деятельности. Эффективный результат работы предприятий по обеспечению доходности и устойчивости бизнеса может быть достигнуто именно за счет прогнозирования и своевременного предотвращения ущербов, как очевидно представляющих угрозу экономической безопасности, так и потенциально вероятных.